Установка садового бордюра на раствор снизу и по бокам

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:— геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;— подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;— устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;— устройство основания h=0,10 м из бетона;— установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;— дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;— обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;— заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:— СП 48.13330.2011. «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»;— СП 126.13330.2012. «Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84»;— Пособие к СНиП 3.01.03-84. «Производство геодезических работ в строительстве»;— СП 78.13330.2012. «Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85»;— СНиП III-10-75. «Благоустройство территорий»;— СНиП 2-07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;— ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ»;— ГОСТ 28013-98. «Растворы строительные. Общие технические условия»;— ГОСТ 7473-2010. «Смеси бетонные. Технические условия»;— ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. «Организация строительного производства. Общие положения»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ»;— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;— РОСАВТОДОР-2002. «Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них»;— РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;— РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;— МДС 12-29.2006. «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».

Выбор бордюрного камня

Строительный рынок предлагает разнообразные виды бордюрных камней, позволяющих придать законченный вид дорожкам, клумбам и газонам. На загородных участках можно встретить дорожки, обрамленные бордюром из гранита, пластика, металла и более экзотических материалов. Выбор зависит от типа грунта, дизайнерской задумки и личных предпочтений хозяев участка.


Цветовая палитра бордюрных блоковИсточник goldbrick.kiev.ua

Бортовой материал, кроме доступной цены, должен обладать стойкостью к ударным нагрузкам, долговечностью и значительным весом для хорошей устойчивости. Строгим требованиям наилучшим образом отвечает бортовой камень, изготавливаемый из бетона или методом вибропрессования в заводских условиях. Самыми распространенными остаются бетонные бордюрные камни, которые делятся на две категории:

  • Дорожный. Отличается большими габаритами (например, 1000х300х150 мм); нередко внутри имеется арматура в виде стальных прутьев (12-14 мм в диаметре). Применяется чаще в городских условиях для обрамления проезжей части и отделения ее от пешеходной зоны.
  • Садовый или тротуарный бордюр. Имеет меньшие размеры и вес, армирование не выполняется. Используется для оформления садовых дорожек на загородных участках, а также в городских условиях (в парке, по краю тротуара). Не рассчитан на серьезное давление — выдерживает случайный наезд колесом, но при постоянной нагрузке склонен к разрушению. Популярны блоки размером 1000х200х80 и 500х200х70 мм, с соответствующим весом 40 и 20 кг.

Садовый бордюрный камень выбирается с учетом его особенностей:

  • Современные материалы. Все чаще вместо привычного натурального (чей главный недостаток — цена) и бетонного камня используют вибропрессованный бордюр. Замена объясняется свойствами материала: повышенной износостойкостью, разнообразием и лучшим соотношением цена/качество.
  • Улучшенные дизайнерские возможности. Основой вибропрессованного материала служит раствор бетона; в него добавляется красящий пигмент и пластификаторы. В результате вибропрессовки получаются изделия улучшенного качества и разнообразные по оттенкам, от серых и коричневых до красных и сиреневых. Такие изделия устойчивы к солнечному свету, выцветание им не грозит.
  • Изгибы. Редкая дорожка обходится без изменения направления. Поворот оформляется двумя способами. Во-первых, детали бордюра можно выставлять под нужным углом, а промежутки заполнять бетонным раствором. Во-вторых, плавный поворот можно формировать при помощи готовых деталей с подходящим радиусом закругления. Если вы хотите сделать круглую или овальную клумбу, такие фрагменты станут идеальным выбором.

Оформление изгибовИсточник slon39.com

Размер. Для дорожек на загородном участке оптимальным будет камень с сечением 200х80 мм, длина может варьироваться.

Особенности монтажа

Идеально ровная территория встречается крайне редко, дорожки укладываются с учетом неровностей ландшафта. Технология монтажа имеет следующие нюансы:

  • Уклон блоков копирует перепады высот окружающей территории.
  • На прямолинейном участке укладка блоков проводится впритык.
  • Если дорожка имеет крутой поворот, необходимо подрезать торцы соседних блоков. Так обеспечивается точное примыкание элементов конструкции друг к другу.
  • Если сооружается лестница, бордюрный камень монтируется вровень с тротуарной плиткой ступеней. Бордюр, как более массивная деталь, сдерживает сползание материала в сторону уклона.


Перед засыпкойИсточник techstroy-city.ru

№4. Деревянный бордюр

Древесина может использоваться для создания дорожек в одном из массы вариантов: доски, бруски, колышки или спилы. Готовые бордюры можно найти в магазине, их легко смастерить самостоятельно, причем использовать можно даже остатки пиломатериалов. Деревянный бордюр лучше всего подходит для ограждения дорожек из дерева или насыпных дорожек из древесной коры.

Основные преимущества:

  • превосходный внешний вид и огромное количество вариантов оформления;
  • экологичность;
  • прочность;
  • возможность использовать древесину, оставшуюся от основного строительства, что позволяет создать симпатичный бордюр с минимальными затратами;
  • несложный монтаж.

Деревянный бордюр будет отлично справляться со своими прямыми функциями, но его главный минус – невысокая долговечность. Дерево необходимо обрабатывать защитными составами до монтажа, а затем регулярно во время эксплуатации бордюра, но более 10 лет он все равно вряд ли продержится. Монтаж потребует минимальных усилий: сделать траншею, организовать дренажную подушку и постелить гидроизоляционный материал.

Отдельно стоит отметить плетеные бордюры, которые изготавливают из лозы, но они выполняют преимущественно декоративную роль, поэтому их лучше комбинировать с пластиковой или металлической лентой, чтобы сохранить форму дорожки.

Виды бортового камня

Бордюр отделяет дороги и дорожки от газонов и площадей

Они выполняют сразу несколько функций:

  • служат для визуального оформления дорожек;
  • перераспределяют нагрузку;
  • защищают дорожки от вымывания и разрушения.

Если вы хотите, чтобы дорожки служили долго, по краю нужно установить бордюр. Он удерживает все материалы, не давая разрушаться или менять форму.

Разные цвета, размеры и сечения

Бордюры или бордюрные камни есть различных размеров, делают их из разных материалов, применяют разные технологии. Самый распространенный вид — бетонные бордюры, но есть еще пластиковые, вибропресованные.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Стоимость работы по установке садовых и дорожных бортовых камней

  • Выкопка траншеи для бордюрных камней. Частично встречаются почвы, где практически невозможно выкопать траншею вручную, из-за большого количества корней и строительных отходов в почве.
  • Резка садовых и дорожных бордюров. Во время установки бордюра (поребрика) своими руками на даче или на кладбище, по схеме заказчика. Бывают ситуации, когда необходимо большое количество резки бордюров для придания красивых форм, узоров или для изготовления ограждения для клумб и деревьев.
  • Уровень тротуарных бордюров. Встречаются объекты, где для правильного уровня мощения требуется готовить основание из щебня и песка и только потом приступать к установке тротуарных бордюров и бортовых камней.

Для заказа установки садовых и дорожных бордюров свяжитесь с нами!

В основном встречаются два вида бордюров (поребриков, бортовых и бордюрных камней).

  • Садовый бордюр (поребрик)
  • Дорожный бортовой (бордюрный камень)
  • Для установки садового бордюра требуется меньше расходов на материалы (жидкий раствор, песок, щебень), а дорожный бордюр устанавливается на проезжих частях, поэтому норма расхода бетона на установку дорожного бордюрного камня больше, а качество бетона должно быть выше.
  • Садовый (тротуарный) бордюр можно установить своими руками (его с легкостью можно поднять одной рукой). Установить дорожный бордюрный камень БР 1000х300х150 своими руками сложнее, он свесит 97кг. Для его установки требуются необходимые инструменты и два специалиста.
  • Один погонный метр садового бордюра стоит почти в два раза дешевле, чем дорожный бордюрный камень.

Эти факторы свидетельствуют о том, что установка дорожного бортового камня стоит дороже, чем установка содового бордюра (поребрика).

Оформить заказ

Правила монтажа бордюрного камня

На практике установка бордюра для дорожки из тротуарной плитки может оказаться проще, чем кажется. При выполнении работ потребуется инструмент в соответствии с перечнем.

До начала укладки бордюрного камня следует определиться с параметрами будущего покрытия. Для защиты от дождя рекомендуется сформировать полотно дорожки выше уровня земли на 2-4см.

С этой же целью следует обеспечить уклон покрытия 2-4 градуса. Возможно, продольный уклон уже обеспечен условиями ландшафта. В противном случае полезно расположить бордюр по обеим сторонам дорожки с разницей по высоте 1-2см.

Поребрик для покрытия из тротуарной плитки необходимо установить на определенном и точном расстоянии, чтобы обеспечить размещение брусчатки без подрезки. Расчет ведется с учетом зазора между элементами покрытия 2-4мм.

При отсутствии опыта лучше скопировать необходимый размер с готовой дорожки. Лоток для отведения воды имеет наклон боковых поверхностей, так что при его использовании следует брать в расчет наибольшую ширину элемента.

Теперь можно приступить к укладке бордюра своими руками в соответствии со следующим планом:

Дорожку размечают с помощью обноски из шпагата и колышков.
Копают канавку с учетом размеров поребрика и уровнем поверхности дорожки. Суммарная высота песка и раствора под бордюром составит порядка 7-9см. Если бордюрный камень имеет высоту 20см, а дорожку планируют выше грунта на 3см, глубина канавки составит 25см. При этом имеется в виду размещение бордюра заподлицо с поверхностью покрытия. Траншею ровняют и трамбуют.
В канавку засыпают слой песка 6-8см. Последний выравнивают, увлажняют и трамбуют.
Натягивают шпагат для контроля размещения бордюра по уровню и направлению.
Готовят раствор из цемента и песка в соотношении 1:3. Последний должен быть достаточно густым и не растекаться при укладке.
Раствор укладывают на место размещения поребрика.
Бордюр аккуратно кладут в канавку и ровняют в соответствии со шпагатом, нанося удары резиновой киянкой.
По обеим сторонам поребрика мастерком укладывают раствор так, чтобы полностью закрыть подошву бордюра

Операция обеспечит достаточную надежность ограждения для дорожки.
Там, где бордюрный камень уже выставлен, траншею можно осторожно засыпать землей, не касаясь поребрика. В таких условиях созревание бетона пройдет быстрее.
Выставленное ограждение для дорожки нельзя использовать до окончательного застывания цемента в течение 10-20 суток.
Когда бетон созреет полностью, можно укладывать брусчатку

Грунт с наружной стороны бордюра трамбуют, подсыпают и выравнивают после завершения монтажа плитки.

Во время монтажа бордюрного камня часто возникает необходимость подрезки, которую выполняют болгаркой с алмазным кругом.

Обязательно наденьте защитные очки! На пологих закруглениях дорожки установка бордюра может проводиться без подрезки. На участках с высоким уровнем грунтовых вод необходимо предусмотреть дополнительный слой щебня высотой 10см, который закладывается под бордюром ниже песка. После изучения изложенной информации работа по монтажу бордюра своими руками уже не кажется сложной. Для разрешения оставшихся вопросов рекомендуем ознакомиться с видеороликом.

При оформлении ландшафта установка бордюра – это обязательное условие в большинстве ситуаций. Кроме того, что бордюрный камень является отличным элементом внешнего оформления территории, так это еще и незаменимый разграничитель дороги. Таким образом, данный продукт является границей между автомобильной дорогой и тротуаром. Чаще всего бордюрный камень представляет собой бетонную полосу небольшой толщины. Специалисты советуют ответственно относиться к процессу установки бордюрного камня, так как это не такое уж и простое занятие, как может показаться на первый взгляд.

Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками

Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра

Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию

Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры

На колышки нужно нанести отметки расположения грунта и бетонного основания.

  • Колышки вбивают в землю и на высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур.
  • Далее копают траншею, делая ее глубину такой, чтобы после монтажа бордюра его край поднимался над поверхностью грунта и покрытием на 2-3 см – это позволит предотвратить попадание грязи на плитку.
  • В ширину траншеи нужно закладывать ширину поребрика,а также небольшой запас в 4-5 см с каждой стороны.
  • Грунт на дне траншеи нужно тщательно уплотнить. Например, виброплитой, если ее ширина подходит под ширину траншеи.
  • Укладка на грунт геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2 – не обязательная, но крайне рекомендуемая процедура. Геотекстиль предотвратит смешивание грунта и щебня, что существенно продлит срок службы тротуарных бордюров.

Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.

Технология укладки бордюра своими руками

На геотекстиль высыпают щебневую подушку. Щебень берут фракции 20-40 мм. Если уровень грунтовых вод низкий, то вместо щебня можно использовать отсев или крупнозернистый песок. Щебневая или песчаная подушка должна быть толщиной 10-15 см (после трамбовки)

Обратите внимание, что после трамбовки толщина щебневой подушки уменьшается примерно на четверть.
Устройство бетонной подушки.  Как приготовить раствор для установки бордюров?  1 часть цемента марки М400 и 3-4 части песка тщательно перемешивают с добавлением совсем малого количества воды. Вы также можете приготовить и бетонный раствор, смешав 1 часть цемента, 2 части песка и 2-3 части мелкофракционного щебня.
Бетонную смесь или цементно-песчаный раствор для укладки бордюров заливают толщиной 5-7 см на дно траншеи, но не все сразу, а по мере установки бордюрного камня. 
Далее на подушку из бетонной смеси производится укладка тротуарного или садового бордюра

Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром. Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная.
Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы.
После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см.
Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью.
После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.

Установка садового бордюра на раствор снизу и по бокам

Описание:

Установка садового бордюра на раствор снизу и по бокам. Изготовление основания и установка без учёта стоимости бордюрного камня

Таблица цен на Укладку / Мощение тротуарной плиткой:

Вид работ Включает в себя Цена
Подготовительный этап
0.1 Выезд замерщика. Удаленность до 15 км от местонахождения производства. Московская область, Солнечногорский район, пос. Смирновка бесплатно
0.2 Составление сметной документации. бесплатно
0.3 Дизайн проекта мощения (с поштучным расчётом элементов) по желании заказчика. бесплатно
0.4 Разметка участка на территории заказчика. бесплатно
1 Укладка плитки по готовому основанию
1.1 Мощение прямолинейное простого рисунка на сухую смесь. Изготовление выравнивающего слоя (5 см), прокладка геополотна, финишная разуклонка, непосредственно укладка, просыпка швов песком. без учёта стоимости тротуарной плитки 500 руб/м²
1.2 Мощение декоративное (фигурное, круговое). Микс из трёх и более расцветок. 750 руб/м²
2 Изготовление основания для мощения
2.1 Устройство песчано-щебеночного основания под тротуарные дорожки и площадки (пешеходная зона). Выемка грунта до 300 мм, формирование ложа котлована — планировка с разуклонкой, трамбовка виброплитами, песчаная подушка, прокладка геоткани, отсыпка гравийной подушки фракцией 5-20мм с послойной трамбовкой виброплитой. 650 руб/м²
2.2 Устройство бетонного основания стоянка автомобилей, отмостка вокруг дома. Выемка грунта до 300 мм, формирование ложа котлована — планировка с разуклонкой, плёнка, песок, щебень, армирование арматурой, опалубка, бетон. 850 руб/м²
2.3 Укрепление края мощения цементным раствором 150 руб/м.п.
3 Установка бордюрного камня
3.1 Установка садового бордюра на раствор снизу и по бокам. Изготовление основания и установка без учёта стоимости бордюрного камня 250 руб/м.п.
3.2 Установка дорожного бордюра на раствор снизу и по бокам. Изготовление основания и установка без учёта стоимости бордюрного камня 450 руб/м.п.
3.3 Изготовление скрытого бордюра литьевого армированного Изготовление основания и установка без учёта стоимости бордюрного камня 300 руб/м.п.
4 Работы по устройству ливневой системы
4.1 Установка ливневых лотков на раствор снизу Бетонное основание и разуклонка 400 руб/м.п.
4.2 Установка дождеприемника, пескоуловителя Бетонное основание и подключение 550 руб/шт.
4.3 Прокладка водоотводных и дренажных труб Траншея, подушка, гидравлический наклон, подключение, засыпка. 220 руб/м.п.
4.4 Изготовление водоприемного колодца V = до 2 м³ 6600 руб/шт.
4.5 Подгонка канализационных люков по высоте Срезание/наращивание 2500 руб/шт.
5 Дополнительные работы
5.1 Демонтаж плитки, бетона и пр. Плитка, асфальт, бетон до 100мм. от 300 руб/м²
5.2 Резка бетона, плитка, бордюра, асфальта 330 руб/м.п.
5.3 Такелажные работы Ручная разгрузка/погрузка, вынужденное ручное перемещение материалов на объекте на расстояния более 30м. 550 руб/м³(Т.)
5.4 Погрузка и вывоз мусора от 400 руб/м³

750 руб. / кв.м

Возврат товара

Если товар имеет брак, то вы можете вернуть или обменять товар в течение 14 дней с момента приобретения.

Внимание! Действительный цвет и текстура товаров могут незначительно отличаться от их изображений, представленных на сайте. Данные о ценах и наличии товаров находятся в режиме тестирования

Пожалуйста, уточняйте точную стоимость и наличие товаров на сладе. Они могут отличаться от опубликованных на сайте.

Наши гарантии:

Мы гарантируем соответствие изделий требованиям ГОСТ при соблюдении условий транспортирования, монтажа, эксплуатации и хранения.

Согласно п.2 ст.34 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ, «Строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании». Согласно ст.470 ГК РФ продолжительность договорных гарантий качества определяется гарантийными сроками. Гарантийный срок представляет собой установленный изготовителем товара или соглашением сторон период времени, в течение которого товар должен быть пригодным для целей его обычного использования.

Установка камней на подготовленное основание

Монтаж на готовую основу предусматривает контроль высоты. Отклонения от разметки не должны превышать 3-4 мм. При установке внешняя линия должна быть ровной по всей длине. Между элементами допускается расстояние 5 мм. Монтаж должен учитывать радиус кривизны.
Тяжелый бордюр укладывают при помощи клещей или строп. После установки на подготовленное основание конструкционный элемент укрепляют бетоном. При обустройстве территории по периметру протягивают цветной шнур для контроля линии верхнего края.
Первый камень укладывают вдоль траншеи на край выемки. При укладке на бетонную смесь на щебеночное основание насыпают раствор. Для регулировки ровности используют строительный уровень. Посадка и выравнивание проводится с помощью резиновой или деревянной киянки.

Устройство подстилающего слоя и бетонного основания

Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.

По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.

Фото: Подготовка траншеи

На песчаное основание устанавливаются «легкие» — тротуарные или садовые — бордюры

(маркаБР.100.20.8, БР.50.20.8 ), когда они должны быть в один уровень с тротуарным покрытием. Во всех остальных случаяхбортовые камни (дорожные, магистральные) должны устанавливаться на щебеночное основание .

Для устройства подстилающего слоя применяются

  • пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736)
  • пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324
  • щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м

Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь

. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого,использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования — появления белых пятен — на поверхности тротуарной плитки.

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней

. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту.Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см .

Следует учитывать, что после монтажных работ посадки камней/плитки поверхность тротуарного покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на ≈ 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней на 3-10 мм: На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) .

Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона

класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.

Предназначение бордюра

Установка бордюра — это не дешёвое мероприятие, но отказаться от их установки — это неверное решение, потому что он играет важную роль:

  • в укреплении дорожного покрытия, не давая ему разрушаться. Особенно там, где участки для укладки плитки узкие. Заменить его другими материалами проблематично. Некоторые хозяева используют кирпичи, установленные вертикально или куски шифера. Но по истечению времени, признавая, что они ошиблись, устанавливают бордюр, затрачивая на это дополнительные средства;
  • в создании дополнительного декоративного эффекта. Зачастую трудно себе представить дорожку без установленных по её бокам бордюров. Если отсутствует ограничительная линия, то многие считают это недоделкой. Дизайн участка воспринимают негативно.

Наличие этих функций предъявляет к бордюрам повышенные требования, чтобы материалы для их изготовления были качественными, укладка проводилась по технологии. Не соблюдая эти требования, основные задачи установки бордюра будут не выполнены.

Особенности

Тротуарный бордюр – необходимый элемент в ландшафтном дизайне. С его помощью выделяют отмостки, клумбы, обустраивают садовые дорожки и территорию частного двора. Но поребрики нужны не только для создания красоты. Установка бордюров нужна, прежде всего, для защиты покрытия, для несмешения и непопадания грунта в ограждаемую зону. Одним словом, если вы застелили дорожки не на один год, чтобы они прослужили долго, установите по краю бордюр, который не даст материалу разрушиться и удержит его в нужной форме. Одной из функциональных особенностей бордюров является перераспределение нагрузки на площадке с разным покрытием.

Оградительная окантовка особенно нужна на узких вымощенных участках, надежную защиту от разрушения и укрепление покрытия в данном случае не обеспечит другая конструкция. Те хозяева, которые пытаются обойтись без бордюра, укладывая плитку вертикально, все равно потом приходят к мысли, что он нужен. Куски шифера по краям уложенной брусчатки тоже не выполняют те функции, что делают поребрики. Со временем в любом случае приходится делать окантовку, поэтому, чтобы не выполнять двойную работу, не затрачивать дважды время и силы, лучше сразу пойти по правильному пути.

Учтите, что в случае переделки еще предстоит выполнить ремонт по краям плитки. Не нужно изобретать велосипед или экономить на окантовке, если уж принято решение облагородить территорию брусчаткой. Хороший бордюр – защита, декор и законченное оформление поверхности. Монтаж такого ограждения можно произвести автоматически укладчиком, а можно сделать своими руками. Машину берут, когда надо установить сотни метров окантовки, в основном дорожного бордюра. Сделать же работу в пределах своего участка можно и самим. Лучше всего пригласить помощника – так работа будет спориться быстрее, да и нужен еще кто-то при замерах или чтобы придержать, подать элементы.

Указания по технике безопасности

Запрещается производить планировку песчаного слоя под камнем,
поднятым автокраном. При необходимости исправления песчаного выравнивающего
слоя камень следует поднять автокраном на 10-15 см от земли и отвести в
сторону.

В остальном следует руководствоваться «Правилами техники
безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М.,
«Транспорт», 1978.

III.
УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работы по установке бортовых камней ведут в дневную смену. На
участке работ намечают две сменные захватки:

на устройство земляного ящика и песчаного слоя;

на установку железобетонных бортовых камней.

Выполняет работу бригада в составе:

машиниста автокрана 5разр.- 1, монтажников конструкций 4разр.- 1,
3разр.- 1 и 2разр.- 1 (он же такелажник); дорожного рабочего 3 разр.- 1 и
землекопов 2 разр.-2.

Для кратковременной работы по рытью земляного ящика,
распределению песка и засыпке пазух грунтом бригаде придают автогрейдер.

В процессе работы бригада делится на два звена.

Звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2разр. (такелажника)
и машиниста крана 5разр. выполняет установку камней. Монтажник 2разр. —
такелажник стропит камни и подбивает песок под установленные.

Монтажники 4 и 3разр. устанавливают камни и окончательно
выправляют их, заделывают и расшивают швы.

Звено в составе дорожного рабочего 3разр.- 1 и двух землекопов 2разр.
занимается подготовкой земляного ящика и песчаного слоя. В начале смены звено с
линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.

Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой
захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими
силами.

Для выгрузки выделяются машинист автокрана 5разр.- 1, дорожный
рабочий 3разр.- 1 и такелажник 2разр.- 1.

В начале смены рабочие получают инструктаж от мастера,
инструменты и знаки ограждения, которые они устанавливают по указанию мастера.
В конце смены рабочие снимают знаки ограждения, чистят инструмент и сдают его в
кладовую.

На участке работ должны находиться аптечка и бачок с питьевой
водой.

Материалы, используемые для бордюров

Садовые дорожки оформляют следующими бордюрами:

  • из бетона. Производят их из одного бетона и с установкой армирующего каркаса. Каркас увеличивает прочность и срок службы. Марку бетона используют не меньше М200. Хорошо выглядят на прямых дорожках;
  • натурального камня. Используют цельный камень, который режется по размерам и заданной форме. У таких бордюров высокая прочность и высокая цена. По своей расцветке и фактуре с ними мало что может сравниться;
  • клинкера. Бордюры из этого материала отличаются своеобразным окрасом. Торцы у бордюров оснащены технологическими отверстиями. С помощью металлических прутков, вставляемых в них, бордюры соединяют;
  • металла. Для их изготовления используют нержавеющую сталь, реже медь или алюминий. Ими оформляют ровные дорожки, имеющие прямые повороты;
  • кирпича. Это непрактичное и недолговечное окаймление. Но сочетание его и брусчатки идеальное;
  • резины. Для их изготовления используют резиновую крошку. Бордюры устойчивы к влаге и низким температурам;
  • пластика. Бордюры из него не особо прочные, быстро выцветают. Их невысокая стоимость делает их конкурентными.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector