Новые небоскребы москвы: пентхаус под звездами, парящий бассейн и стеклянные мосты
Содержание:
- Другие сталинские высотки
- Гостиница «Ленинградская»
- Что было запланировано
- Дом на Котельнической набережной
- Гостиница «Ленинградская»
- Гостиница «Украина»
- Самая высокая высотка
- История и легенды сталинских высоток
- Особенности архитектуры, стиль, описание
- “Семь сестер”
- Высотка №6 – гостиница «Ленинградская»
- О проектировании и ожиданиях
- Седьмая высотка: МГУ
- Непостроенные высотки
- Литература
- История
- О проектировании и ожиданиях
- Архитектура
- Главный корпус университета
Другие сталинские высотки
Помимо семи сестер и двух проектов, которые так и не были воплощены, также есть и другие здания, вдохновленные так называемой сталинской архитектурой:
Варшава (Польша): Дворец культуры и науки, построенный между 1952 и 1955 годами, был подарком Сталина или Советского Союза полякам. Фактически он стал называться дворцом культуры и науки имени Иосифа Сталина.
Его можно было бы даже считать восьмой сестрой, ведь он был построен по плану здания “Зарядье”, хотя и с изменениями, и за его огромную высоту: в общей сложности 237 метров. В настоящее время его используют для офисов и выставочных центров.
Прага (Чехия): Пражский Международный отель открылся в 1957 году, всего 88 метров высотой, но с очень явным влиянием семи сестер.
Бухарест (Румыния): дом Свободной Прессы-это здание, построенное в 1957 году, первоначально называвшееся Casa Scânteii (название официальной газеты Румынской коммунистической партии), высотой 104 метра.
Киев (Украина): Гостиница “Украина” была достроена в 1961 году и открыта под названием гостиница “Москва”. Небоскреб был отстроен без какого-либо остроконечного окончания, короны, антенны или колокольни.
Рига (Латвия): Латвийская академия наук была построена в 1950-х годах, но открыта в 1961 году. Здание имеет высоту 108 метров, и был официально подарено рабочими и крестьянами СССР Латвии.
Гостиница «Ленинградская»
Величественное здание находится на Каланчевской улице, д. 21/40, рядом с тремя столичными вокзалами. Это самая низкая из семи высоток Москвы. Она имеет 21 этаж и возвышается на 136 м. Новостройка была возведена в 1954 г. над местом, где протекают две подземные реки. Для формирования надежной опоры было установлено 1400 десятиметровых свай, на которых и возвели строение.
Гостиница «Ленинградская». Каланчевская улица, дом 21/40.
Внешнее оформление было выполнено под влиянием средневекового русского зодчества, а внутреннее убранство напоминало готический собор. Пышность гостиничных интерьеров и вестибюлей поражала воображение. В дизайне использовались скульптуры, лепнина, ценные породы дерева, самоцветы, золотая смальта. Бронзовая люстра-гирлянда даже была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Не удивительно, что во времена Н. С. Хрущева в архитектуре здания были обнаружены «черты фальшивой, буржуазной помпезности и необузданного украшательства». Архитекторы А. Б. Борецкий и Л. М. Поляков стали первыми жертвами борьбы с архитектурными излишествами: их лишили звания лауреатов Сталинской премии. Недавно гостиница вошла в сеть Hilton, и после проведения капитального ремонта для гостей открыл двери роскошный пятизвездочный отель Hilton Moscow Leningradskaya.
Что было запланировано
После окончания войны страна возрождалась из руин. Многие советские города были разрушены до основания, и архитекторы разрабатывали планы новой застройки. Москва тоже пострадала во время военных действий, потому что в 1941 году до нее долетали вражеские бомбардировщики.
Конечно, разрушения здесь были сравнимы с тем хаосом, который творился в городах Восточной и Центральной Европы. Все московские здания, которые получили повреждения от бомбежек, старались быстро восстанавливать, чтобы Москва выглядела, как и подобает столице великого государства.
И. В. Сталин хотел, чтобы главный город страны приобрел собственное лицо, поэтому он распорядился разработать проект нескольких больших многоэтажных домов. Проектировщики постарались, чтобы высотки заметно выделялись на фоне остальных московских зданий. Было запланировано строительство восьми многоэтажек, которые символизировали бы лучшие достижения советской архитектуры. Для их украшения решили применить островерхие шпили и скульптуры.
Вид на главное здание МГУ на Воробьёвых горах
Дом на Котельнической набережной
Огромный жилой дом был построен не сразу. В 40-х годах возвели маленькое крыло, а в 1952 году закончили все остальное. Центральный корпус здания составляет 176 метров и включает в себя 4 технических этажа. В общей сложности здесь находятся 700 квартир, причем в самой высотке их большинство (500). Никаких пентхаусов вы здесь не найдете — внутри все достаточно скромно (в основном двух- и трехкомнатные квартиры). Тем не менее внутри все очень симпатично.
Вот так выглядит главный холл жилого здания.
Над лифтами можно заметить интересные советские барельефы.
Конечно, в советские годы это жилье считалось элитным. Его выдавали работникам НКВД, ученым-ядерщикам и творческой интеллигенции. Среди них были, например, Фаина Раневская, Александр Твардовский, Нонна Мордюкова и Галина Уланова (в квартире которой в 2004 году открылся музей). А из современных знаменитых жильцов дома можно отметить Дмитрия Нагиева и Александра Ширвиндта.
Спрос на квартиры в этом доме есть и сейчас. Например, в 2014—2016 годах Сергей Котляренко купил 10 квартир на 14-м этаже (видимо, в надежде их объединить). Но вскоре борцы с коррупцией провели расследование, согласно которому за ничем не примечательным юристом стоит не кто-нибудь, а первый зампред правительства Игорь Шувалов.
Другие подъезды этого дома выглядят чуть менее торжественно.
На этажах главного корпуса всё смотрится довольно роскошно. Особенно по советским меркам.
Журналисты заглянули и в квартиры. Кое-где остались следы ушедшей эпохи. Например, кухонный кафель.
Старые советские плафоны.
Забавное приспособление для форточки.
Изначально пол был паркетным и тоже кое-где остался, как и оригинальные двери между комнатами.
Все вартиры оборудованы очень полезным атрибутом — задней дверью, ведущей на чёрную лестницу. Выглядит она так:
Есть у этой высотки и одна забавная деталь. На крыше перед последней башенкой здания установлена скульптура мужчины и женщины, разворачивающих свиток с советским гербом.
Если присмотреться к женской фигуре, то обнаружится, что авторы обошлись с патриотическим материалом крайне фривольно: обратите внимание на грудь комсомолки. Видимо, скульпторы рассчитывали, что на такой высоте этого никто не заметит
Гостиница «Ленинградская»
- Адрес: Каланчевская Ул., 21/40
- Годы строительства: 1949 — 1954 завершено: 1952
- Высота: 136 метров, 26 этажей
- Метро: Комсомольская
Исторические люксы на месте слияния подземных рек Рыбинки и Чечеры. Гостиница «Ленинградская» словно высотный пятизвездочный терем. Русский стиль сквозит в бронзовых решетках, лепных сводах и витражах. Работы художницы Марии Энгельке, что оформляла станцию метро «Арбатская», — в лучших традициях послевоенной моды. Один предмет интерьера — рекордсмен мирового масштаба: знаменитая люстра, которая освещает сразу семь этажей лестничных пролетов, длиной 15 с половиной метров. В Книге рекордов Гиннесса чудо светотехники обозначено как самая длинная гирлянда-светильник из бронзы.
Гостиница «Украина»
Здание бывшей гостиницы «Украина» находится на Кутузовском проспекте, в самом «сердце» Москвы. Высотка была построена позже остальных – в середине 50-х гг. Высота здания составляет 133 м, этажность – 34 этажа, стиль – традиционный для сталинских высоток ампир. Высотку украшает 73-метровый шпиль, увенчанный звездой. Гостиничный комплекс занимает только главный корпус здания, тогда как боковые крылья изначально строились как многоквартирные дома. В настоящее время комплекс принадлежит одной из известных гостиничных сетей.
До гостиницы можно добраться на общественном транспорте. Ближайшие станции метро – «Киевская» (10-15 минут пешком) и «Смоленская». Выйдя на Смоленской станции, можно осмотреть здание МИД, а затем дойти пешком и до бывшей гостиницы «Украина» (10-15 минут пешком).
Осмотреть основные достопримечательности Москвы можно также в составе организованных экскурсий. Найти экскурсию на свой вкус не составит труда прямо на месте, либо заранее посредством онлайн-сервисов. Об экскурсиях в Москве читайте далее–>.
Так, в частности, к популярным экскурсиям в Москве по Сталинским высоткам относится экскурсия «Легенды и мифы Сталинских высоток». Эта автобусная экскурсия покажет Вам все 7 зданий, относящихся к так называемым Сталинским высоткам, а также Вы увидите место, где должно было быть воздвигнуто восьмое, по плану самое высокое здание. В ходе экскурсии Вы узнаете множество фактов и легенд, окутывающих Сталинские высотки, также Вам откроются некоторые проектные и архитектурные секреты сооружений. Экскурсия групповая, сборная и проводится по субботам и воскресеньям в 16.00. Длительность экскурсии составляет около 3 часов. Узнать подробнее, почитать отзывы и заказать экскурсию заранее в режиме онлайн можно на сайте бронирования Sputnik8–>.
Также посмотрите наш обзор отелей в центре Москвы, которых мы отсортировали по критериям звездности, наличию завтраков, близости к метро и т.д.
Самая высокая высотка
На Воробьевых горах была построена самая высокая сталинская высотка – главное здание МГУ. Оно строилось четыре года – с 1949 по 1953-й. Над проектом работали архитекторы: С.Е. Чернышев, Л.В. Руднев, П.В. Абросимов, В.В. Насонов и А.Ф. Хряков.
Есть сведения, что для сооружения каркаса здания понадобилось 40 тыс. т стали, а для стен – 175 миллионов кирпичей. Вес звезды, установленной на шпиле высотки, составляет около 12 тонн.
Высота главного корпуса МГУ достигает 236 метров, здание имеет 36 этажей. Для него было изготовлено 68 лифтов и скоростных кабинок.
На строительстве высотки работало много заключенных, которым пообещали досрочное освобождение, когда здание будет построено. Для проживания строителей рядом с объектом было организовано поселение Солнцево. Сейчас оно стало одним из районов столицы.
В послесоветское время неправдоподобными рассказами, как грибами, обрастают сталинские высотки в Москве: мистика в них преобладает над реальностью. К примеру, рассказывают о секретных коридорах, подходящих к каждой жилой комнате и сооруженных для того, чтобы подслушивать разговоры людей. А про здание МГУ ходили легенды о том, что под землю оно уходит на столько же, на сколько возвышается над землей. В его подвальном корпусе планировали разместить центр противоракетной обороны столицы.
История и легенды сталинских высоток
Элементы декора сталинских высоток
Сталинские высотки, на мой взгляд, являются одной из самых загадочных и притягательных достопримечательностей Москвы, визитной карточкой столицы, а также символом советской власти.
Высотки были построены по настоянию Сталина к празднованию 800-летия Москвы в рамках «обновления» (реконструкции) столицы. Истинная же причина крылась в том, что после Второй Мировой войны Москва больше напоминала приземистую деревню, чем столицу государства-победителя. В это время России просто необходимо было зафиксировать русскую мощь. Строительство высоток стало своеобразным ответом американским небоскрёбам. Однако не всё складывалось гладко: отставание СССР от Америки в развитии технологий сыграло свою роль, архитекторы фактически изобретали «велосипед», а большинство высоток строились руками зэков и военнопленных.
Все высотки начали строиться в один день: 7 сентября 1947 года в 13:00 был заложен первый камень. Изначально планировалось строительство восьми высоток, однако после смерти Сталина самая большая высотка – Дворец Советов, проект которой и лёг в основу всех «семи сестёр», так и не была закончена. Как утверждают очевидцы того времени, Хрущёв скептически относился к Сталину (вспомнить хотя бы разоблачение «культа личности») и ко всем его задумкам, поэтому строительство высоток высмеял и не воспринял всерьёз. Есть ещё одна версия произошедшего: говорят, что архитектор Чечулин сознательно затягивал процесс строительства высотки, чтобы она не была закончена и не затмила красоту храмов Кремля. Кто знает, что произошло на самом деле, в любом случае всё это уже стало историей.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 13 января 1947 года «О строительстве в Москве многоэтажных зданий» проектируемые высотные здания Москвы не должны были повторять образцы зарубежных высотных задний. Но на деле же избежать этого не удалось, сталинские высотки часто сравнивают с американскими.
По утверждению экспертов, здание МИДа больше всего напоминает американскую архитектуру, в то время как все остальные высотки построены по принципу русских монастырей – многоярусными и пятиглавыми.
После строительства высоток, началось распределение квартир, которым руководил сам Лаврентий Берия. В первую очередь жильё в высотках получили сотрудники тех министерств, которые курировали строительство высоток. Остальные граждане могли лишь молчаливо завидовать. Получить в советское время отдельную квартиру, да ещё и в новостройке, когда вся страна жила в коммуналках, было фантастическим везением. Многие писатели и артисты лично писали Берии с просьбой предоставить им квартиру. Но мест на всех не хватило.
О сталинских высотках ходит много легенд, одна из самых известных, что высотки являются пирамидами, которые должны были образовать круг и аккумулировать энергию в одну точку – самую могущественную высотку в мире – Дворец Советов. Но так как этот «замысел Сталина» держался в большом секрете, архитекторы высоток должны были спрятать пропорции пирамид между отделкой и внешними деталями зданий. Как утверждают астрологи, дата начала возведения высоток тоже была выбрана не случайно, её высчитывали заранее в качестве самой удачной. По приказу Сталина строить другие объекты в день начала закладки высоток было запрещено.
По оценкам специалистов, строительство шести высоток Москвы обошлось государству немыслимо дорого, если перевести на наши деньги, то около полумиллиарда долларов и ещё столько же было отдельно потрачено на строительство Главного здания МГУ. Но архитекторы утверждают, что иначе было нельзя, что Москва потеряла бы свой облик, не появись в ней сталинские высотки.
Сегодня высотки являются туристическим объектом, а также памятником архитектуры.
Ещё по этой теме:Сталинские высотки. Часть 2.
Особенности архитектуры, стиль, описание
@lightmycolours
Высотки, определившие облик послевоенной Москвы, строились в стиле, который позднее западная пресса и советское архитектурное общество назвало сталинским ампиром. Зарубежные СМИ видели в этом злую иронию: в годы, когда советское общество с трудом восстанавливалось после длительной войны, на постройку зданий, символизирующих силу и мощь страны, тратились огромные средства.
Сталинский ампир сочетал элементы нескольких архитектурных стилей, поэтому во внешнем облике высоток присутствуют элементы монументализма, ар-деко и неоклассики. В отличие от предшествующего этому стилю конструктивизма, сталинскому ампиру были присущи сложная композиция и роскошный декор. Каждая из высоток оканчивается шпилем. Их добавили, потому что Сталин являлся поклонником готики в архитектуре.
Изменения в проект вносились неоднократно, причем даже на строительной площадке. Архитекторы и строители использовали современные, новейшие и даже диковинные для тех времен технологии. Например, во время возведения дома на Красных Воротах рабочие придумали заморозить грунт и строить здание под углом. На оттаявшей земле постройка просела и стала ровной.
Здания в подобном стиле можно увидеть в других городах и даже странах. Сталин был убежден, что с появлением новых символов сильной советской власти начнется обновление и возрождение страны. Высотки появились в Челябинске и Киеве, а также в Риге, Варшаве, Праге и Бухаресте.
“Семь сестер”
Когда вы окажетесь в Москве, вас поразят сталинские небоскребы и их внушительная высота. Хотя все они с первого взгляда покажутся вам одинаковыми, позже вы откроете для себя их уникальные истории.
Возможно, вы никогда не слышали о сталинских высотках, но если вы посетите Москву, вы не сможете пройти мимо. Они широко известны как Семь сестер, и их высота составляет от 134 до 240 метров.
Это комплекс из семи мегаконструкций, построенных в Москве между 40-ми и 50-ми годами в ознаменование 8-го столетия города (в 1947 году). Они сочетают русский барочный и готический стили с неоклассическим, также просматривается влияние архитектуры Нью-Йоркских небоскребов 30-х годов.
Они не имеют ничего общего с современными небоскребами, расположенными в Московском международном деловом центре.
“Семь сестер” расположены в разных частях Москвы и в настоящее время в них расположены университет, две гостиницы, два министерства и два жилых здания.
Высотка №6 – гостиница «Ленинградская»
Среди всех сталинских высоток 136-метровая гостиница «Ленинградская» выделяется отсутствием широких корпусов и миниатюрностью. С некоторых ракурсов здание похоже на средневековую башню.
Еще одна особенность «Ленинградской» — великолепная даже по меркам сталинского ампира отделка интерьеров. Архитектор Л. Поляков привлек к внутренним работам специалистов по древнерусскому зодчеству и архитектуре церквей.
Помещения отделаны дорогим мрамором, хрусталем, самоцветами. Внутри здания находится огромное количество скульптур, барельефов, мозаик, кованых элементов.
Адрес: Москва, Каланчёвская улица, 21/40.
Метро: ст. «Комсомольская».
С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а также присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов.
Стоит отметить, что несмотря на капитальный ремонт во всем здании, сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь.
О проектировании и ожиданиях
Московские высотки изначально отличал необычный архитектурный облик и небывалые для города масштабы. И это несмотря на то, что в них предполагалось разместить жилье, гостиницы и государственные учреждения.
Особое внимание уделили расположению зданий в столице. Например, высотки должны были разместиться на Ленинских (сейчас — Воробьевых) горах, площади Красные Ворота, площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь), Котельнической набережной, Смоленской-Сенной площади и в других значимых местах
Возведение зданий поручили министерствам и ведомствам, располагавшим наиболее мощной в стране строительной базой. На проектирование строений давалось всего два месяца, а все необходимые подготовительные работы планировалось провести в течение 1947 года.
7 сентября 1947 года, как свидетельствует хранящаяся в Главархиве Москвы стенограмма совещания секретарей райкомов Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) столицы, посвященного празднованию 800-летия города, на 12:00 была назначена церемония закладки высотных зданий.
Церемония проходила на восьми площадках, определенных для строительства высоток. Там уже полным ходом шли подготовительные работы. В центре каждой стройплощадки соорудили прямоугольный кирпичный постамент двухметровой высоты, предназначенный для закрепления на нем памятной доски. На организованных там же митингах выступали руководители московских районов, архитекторы-проектировщики, представители трудящихся, а также руководители организаций, которым поручили строительство.
Выступавшие выразили уверенность, что работы будут выполнены качественно и завершатся в установленные сроки. Затем под аплодисменты собравшихся представитель министерства-строителя или председатель райисполкома торжественно прикреплял к постаменту памятную доску. Это был алюминиевый, покрытый бронзовой декоративной патиной прямоугольник размером около 40 на 80 сантиметров.
Как свидетельствует документ, хранящийся в архиве, доски были изготовлены в Москве, на литейно-механическом заводе управления дорожно-мостового строительства Мосгорисполкома (улица Шелепиха, дом 17). На каждой была выбита надпись: «Здесь будет сооружено 32-этажное (26- или 16-этажное) здание. Заложено в день празднования 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года».
Седьмая высотка: МГУ
В перечень под названием «Семь сталинских высоток Москвы» входит новый корпус 36-этажного университетского здания МГУ имени М. В. Ломоносова на Воробьевых горах (д. 1), впервые открывшего двери 1 сентября 1953 года.
Проектирование высотки осуществлялось группой архитекторов под руководством Л. В. Руднева. При возведении здания использовались новейшие для того времени технические решения, позволившие успешно построить здание переменной высоты на весьма сложных грунтах. Оформление фасадов и создание скульптурных групп было возложено на мастерскую Веры Мухиной. С учетом 58-метрового шпиля, высота здания составляет 240 м, а благодаря ступенчатой структуре первые два этажа имеют большую площадь, позволяющую оформить на 1-м этаже огромный вестибюль, а на 2-м — два величественных колонных зала, украшенных скульптурами великих ученых. Роскошь внутреннего убранства этого храма науки поражает – мраморные лестницы и различные элементы декора напоминают дворцы Золотого века. Аудитории размещаются в помещениях начиная с 3-го этажа.
В центральном корпусе (сектор «А») размещаются административные службы, факультеты, актовый зал и ДК МГУ. Боковые корпуса отданы под жилье для преподавательского состава и студенческие общежития, имеются цокольный и технический этажи. До недавних пор здание МГУ было самым высоким в Европе.
Непостроенные высотки
Дворец Советов
Проект Дворца Советов
Основная статья: Дворец Советов
В 1922 году на Первом Всесоюзном съезде Советов возникла идея сооружения в Москве Дворца Советов, которая не покидала Сталина до конца его жизни. Первый проект (Дворец Труда) к реализации принят не был. В 1931 году организовали Всесоюзный конкурс на лучший проект Дворца Советов, в котором приняли участие известные архитекторы и трудящиеся. Всего было представлено 160 работ, тем не менее, проекта, отвечающего всем требованиям, представлено не было, и в 1932–1933 годах проектирование продолжили. За основу в итоге был принят проект Б. Иофана, окончательную доработку которого он делал совместно с архитекторами В. Щуко и В. Гельфрейх. Здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире на тот момент, иметь 100 этажей и венчаться гигантской скульптурой Ленина. Дворец решено было построить на месте прежнего Храма Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, и в 1939 году началось строительство. Во время войны стройку приостановили, а после её окончания возобновить такую гигантскую стройку уже не смогли. Станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую», а в котловане был устроен открытый бассейн «Москва».
Административное здание в Зарядье
Проект высотки в Зарядье
Основная статья: Административное здание в Зарядье
275-метровое 32-этажное административное здание в Зарядье было последним, самым центральным и высотным из восьми сталинских небоскребов, заложенных в день 800-летнего юбилея Москвы. Его не достроили — помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжёлого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства, которые в виде сталинских высоток были отменены как «архитектурные излишества».
В 1964–1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница «Россия».
Прочие
По архитектуре к духу Дворца Советов и сталинских высоток были близки нереализованные проекты 1934 года здания Наркомата тяжелой промышленности на Красной площади (вместо ГУМа) и Дома Аэрофлота архитектора Чечулина, а также первоначальный проект 1947 года архитекторов Олтаржевского и Кузнецова жилого дома на площади Восстания.
Помимо построенных в упрощенном виде зданий в Киеве, Челябинске и Воронеже, подобные высотки также планировались, но не были реализованы в других столицах союзных республик и крупных областных центрах СССР. Например, сталинские высотки проектировались (а в случае реализации позже были заменены более простыми проектами) для зданий Харьковского университета, Домов Советов в Казани, Сталинграде, Челябинске, Свердловске, Новосибирске, Барнауле, Каменск-Уральском, гидропроекта и «Куйбышевэнерго» в Куйбышеве, двух жилых домов у парка Победы в Ленинграде и т.д.
Литература
- Васькин А. А. Архитектура и история сталинских высоток. М.: Спутник+, 2006.
- Васькин А. А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. М.: Спутник+, 2009.
- Васькин А. А. Там, где ГУМ стоял…/Российская газета, 14 декабря 2009 г.
- Кружков Н. Н. ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ. Факты из истории проектирования и строительства. 1947–1956. Издательский дом «Агни», 2007
- Кружков Н. Н. ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ. Издательство «Водолей», 2011
- Кружков Н. Н. ВЫСОТКИ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ. Наследие эпохи. Издательство «Центрполиграф», 2014
- Кулешов Н., Позднев А. Высотные здания Москвы. М.: Московский рабочий, 1954.
- Лауреаты Сталинской премии в архитектуре. 1941—1950. Корнфельд Я. А. Москва: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре. 1953 г.
История
По предложению И.В. Сталина, 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы, праздновавшееся в 1947 году и все они были заложены в день юбилея. Однако строительство последнего, самого центрального и высотного из восьми зданий, которое велось на месте снесённого китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина. На стилобате этого здания позже к 1967 году была возведена гостиница «Россия», которая в XXI веке была снесена, а место было отдано под парк Зарядье. Как утверждает Александр Васькин, первые восемь высоток были лишь началом грандиозного архитектурного проекта, целью которого было застроить высотными зданиями всю Москву. Кроме того, в каждом крупном областном центре и в столицах союзных республик также должны были появиться свои высотки.
Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. К строительству зданий привлекались лучшие специалисты своего времени, например В.А. Сапрыкин.
О проектировании и ожиданиях
Московские высотки изначально отличал необычный архитектурный облик и небывалые для города масштабы. И это несмотря на то, что в них предполагалось разместить жилье, гостиницы и государственные учреждения.
Особое внимание уделили расположению зданий в столице. Например, высотки должны были разместиться на Ленинских (сейчас — Воробьевых) горах, площади Красные Ворота, площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь), Котельнической набережной, Смоленской-Сенной площади и в других значимых местах
Возведение зданий поручили министерствам и ведомствам, располагавшим наиболее мощной в стране строительной базой. На проектирование строений давалось всего два месяца, а все необходимые подготовительные работы планировалось провести в течение 1947 года.
7 сентября 1947 года, как свидетельствует хранящаяся в Главархиве Москвы стенограмма совещания секретарей райкомов Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) столицы, посвященного празднованию 800-летия города, на 12:00 была назначена церемония закладки высотных зданий.
Церемония проходила на восьми площадках, определенных для строительства высоток. Там уже полным ходом шли подготовительные работы. В центре каждой стройплощадки соорудили прямоугольный кирпичный постамент двухметровой высоты, предназначенный для закрепления на нем памятной доски. На организованных там же митингах выступали руководители московских районов, архитекторы-проектировщики, представители трудящихся, а также руководители организаций, которым поручили строительство.
Выступавшие выразили уверенность, что работы будут выполнены качественно и завершатся в установленные сроки. Затем под аплодисменты собравшихся представитель министерства-строителя или председатель райисполкома торжественно прикреплял к постаменту памятную доску. Это был алюминиевый, покрытый бронзовой декоративной патиной прямоугольник размером около 40 на 80 сантиметров.
Как свидетельствует документ, хранящийся в архиве, доски были изготовлены в Москве, на литейно-механическом заводе управления дорожно-мостового строительства Мосгорисполкома (улица Шелепиха, дом 17). На каждой была выбита надпись: «Здесь будет сооружено 32-этажное (26- или 16-этажное) здание. Заложено в день празднования 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года».
Памятник сталинского ампира: как строили главный корпус МГУ Завершена реставрация правого крыла здания Министерства иностранных дел
До 1957 года появилось семь высоток: здание Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, гостиница «Украина», жилой дом на Кудринской площади, здание МИД СССР, гостиница «Ленинградская», административно-жилое здание на площади Красные Ворота и жилой дом на Котельнической набережной. А запланированная в 1947 году восьмая высотка, 26-этажный административный корпус в Зарядье, так и не была построена.
Архитектура
Сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре, они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов. Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в Риге, Варшаве, Бухаресте и Киеве — урезанный вариант гостиницы «Москва» (ныне «Украина»): первоначальный проект пострадал из-за Постановления об архитектурных излишествах. Из-за постановления был изменён проект здания главного учебного корпуса Челябинского политехнического института — по проекту 1952 года корпус должен был быть высотным и венчаться шпилем, однако в 1957 году стройка была прекращена, возведено только 7 этажей; первоначально запланированный вид здания (с небольшими ситуационными изменениями) был реализован только при реконструкции в 2004 году. Изначальный проект Дома Советов в Воронеже, выполненный автором главного здания МГУ Л. В. Рудневым, предполагал, что здание увенчает двухъярусная башня в стиле сталинских высоток. Проект был изменён уже в ходе строительства: после начала борьбы с «архитектурными излишествами» в 1955 году новый проект здания (без башни) выполнил воронежский архитектор А. В. Миронов.
Архитектура «сталинских высоток» по стилю перекликалась со зданиями муниципалитета на Манхэттене, Вулворт-билдинга и самого высокого на то время небоскрёба Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.
Главный корпус университета
Самая высокая из семи знаменитых высоток поднимается на 240 м. При пасмурной погоде ее шпиль закрывает слой низких облаков. Примечательно, что по первоначальному проекту центральное здание МГУ должен был венчать не шпиль, а большая по размеру скульптура основателя университета – М. В. Ломоносова.
Первую высотку построили очень быстро — с 1949 по 1953 год. Вначале вырыли котлован 14 м и залили его бетоном. На стройке практически круглосуточно работало более трех тысячи рабочих, и для возведения невиданного в столице здания израсходовали 40 тысяч тонн стальных каркасов.
Когда высотка была готова, внутри нее разместили три факультета, научную библиотеку и университетский музей. Главный корпус стал одним из 28 зданий, принадлежавших МГУ. В актовом зале, который рассчитан на полторы тысячи мест, до сир пор проводят собрания университетского актива.
Здание гостиницы «Украина» в ночной иллюминации
Большое здание обрамляют два симметричных приземистых флигеля. Они отданы под студенческое общежитие и квартиры, в которых живут преподаватели университета. Большое количество помещений позволило разместить внутри кинотеатр, почту, фотоателье, организации бытового обслуживания и другие нужные МГУ службы.