Патина в интерьере

С чем сочетать патину?

Интерьер — это всегда сочетание множества мелких деталей. Патина — декор, который требует особой атмосферы и окружения. Хозяевам придется хорошо постараться, что грамотно подчеркнуть «антикварную» мебель, но при этом не перенасытить интерьер декором.

Шторы

Выбрать гардины в тон патины — идея замечательная, но не всегда легко выполнимая, поэтому приходится выбирать из других вариантов. В таком случае цвет штор определяется мебелью или гарнитуром.

Например, если кухня светло-зеленая, то и шторы выбираются либо светло-зеленые, либо гармонирующего с ним оттенка. Если мебель только белая, то лучше разбавить ее текстилем насыщенных цветов, чтобы помещение не было скучным и однообразным.

Много зависит и от стиля комнаты. В классическую кухню выбирают гардины без рисунка или с ненавязчивым изысканным узором, длина должна быть строго до пола. Стиль кантри более лоялен, но лучшим вариантом будут светлые шторы пастельных тонов с яркими растительными узорами.

Обои

На кухне главный экспонат — гарнитур с патиной. По этой причине обои не стоит выбирать яркие или с крупным рисунком — они должны служить лишь фоном красивых фасадов.

Желательно использовать только нейтральные спокойные тона для декорирования стен. Если кухня выполнена в стиле прованс, то возможно применение обоев с грубой текстурой.

Пол и потолок

Белый потолок — классика, от которой не стоит отступать. Это добавит помещению простора и воздуха, патина также прекрасно сочетается с белым цветом. Подойдет даже обычный матовый натяжной потолок — он создаст впечатление идеальной побелки.

Если белый кажется слишком скучным, то стоит помнить правило: потолок должен быть светлее хотя бы на пару тонов, чем вся мебель, находящаяся в комнате.

Требований к напольному покрытию практически нет. Главное — чтобы оно соответствовало по стилю и цвету с остальной комнатой. Материал должен выглядеть качественно и красиво, чтобы не потеряться на фоне «антикварной» мебели.

Фартук

При выборе фартука в первую очередь смотрят на его практичность, ведь он должен:

  • быть влагостойким;
  • не бояться перепада температуры;
  • легко чиститься и так далее.

Прекрасным выбором станут камень натуральный или искусственный, керамическая плитка, панели МДФ. Идеально, если тон фартука будет совпадать с патиной. Можно выбрать вариант и проще: рисунок на фартуке совпадает с декором фасада.

Стол и стулья

Поскольку создается эффект антикварной мебели, о пластмассовых стульях и стеклянных столах лучше забыть. Мебель должна быть только деревянной, что открывает возможности и для ее состаривания — так создастся впечатление, что все кухонные аксессуары из одной эпохи. Классический интерьер любит резьбу на дереве, а прованс допускает использование плетеных стульев.

Освещение

Стили, в которых патина используется, сами по себе требуют солнца. А еще и самой патине необходим свет, поскольку в тусклой комнате ее просто не будет видно. Получается, освещения необходимо очень много.

Для стиля кантри и прованса важен естественный свет, поэтому необходимо максимально открыть окно, оставив лишь тонкую занавеску. К люстре можно добавить еще несколько светильников с лампами, которые дают теплое, будто солнечное свечение.

Для кухонь в стиле классики и шебби-шик необходима шикарная подвесная люстра в центр комнаты с большим количеством ламп для максимального освещения кухни. Идеально, если основа светильника будет совпадать по тону с патиной, но это необязательный пункт.

Состаренная мебель

Сегодня поколение идеально гладкой и покрытой лаком поверхности мебели сменилось изделиями с оттенком старины. Искусственно состарить внешний вид гарнитура можно с помощью химических средств, а также физическими методами. В этих случаях используются специальные лаки, краски, морилки, сверла, лазеры, щетки.

Патинирование дерева смотрится романтично и нежно. Искусственного старения мебели добиваются с помощью акриловых красок, максимально близких к цвету ствола. Работая с деревянными изделиями, необязательно стремиться к сине-зеленым оттенкам патины, так как они свойственны металлическим предметам.

Натуральную древесину поражает не патина, а грибки и плесень. Но декораторы нашли возможность патинирования мебели механическим и химическим способами. Поэтому имитацию обветшания также создают морилкой, густыми смесями и жидкими лаками различных оттенков. Гарнитуры в основном покрывают коричневыми, золотистыми, белыми, серебряными тонами искусственной патины. Переход цвета на резьбе смотрится дорого и благородно.

Инструменты и материалы

Перед работой нужно подготовить все необходимые расходные материалы – краску с эффектом состаривания (с элементами бронзы, серебра, позолоты), обычный ЛКМ, если планируется перекрашивание изделия. Вместо краски можно применять воск, морилку, шеллак или мастику в зависимости от выбранного варианта патинирования.

Прочие составляющие процесса, которые могут потребоваться:

  • кисти разного размера;
  • валик (для больших поверхностей);
  • наждачная бумага;
  • грунтовка;
  • лак мебельный или по металлу;
  • ветошь для удаления излишков краски;
  • ватные и поролоновые тампоны.

Некоторые мастера дополнительно приобретают металлическую пудру, если эффект от краски кажется недостаточным: обычно она применяется для искусственного состаривания фурнитуры из металла. В продаже есть и готовые наборы для патинирования и антикварного реставрирования – «Patina Verde Green», «Patina Gold», «Idea Patina». Большинство средств, входящих в наборы, подходят для различных материалов – гипса, металла, дерева.

Подробности

Патинирование древесины и разновидности средства

Налет на древесину чаще всего ни о чем хорошем не скажет, потому что появляется при поражении гнилью или грибком. Но на древесине с высокой плотностью и твердости, малочувствительной к воде – к примеру, дуб, темная или белая патина станут настоящим указанием на старину. Мебель в обычной гостиной часто подвергают патинированию искусственного типа, потому что получить налет естественного типа крайне сложно. Для улучшения эффекта следует сочетать механические и химические способы. Для древесины используют несколько составов, и их покупают в строительных маркетах.

  • Густая патина – продается в виде пасты, и обычно, является двухкомпонентной. Обычно таким образом получают светло-коричневые, золотые или красноватые оттенки. Для эффекта позолоты основой станет естественный цвет древесины – к примеру, того же дуба.
  • Жидкая – по сути, это особенный лаковый состав, который придает древесине светловато желтый или даже золотистый оттенок, который присущ старинному ясеню или дубу.
  • Фацетный лаковый состав – он не совсем является патиной, скорее, эффектом старины на базе растрескивания. После просыхания лак начнет покрываться самыми тонкими трещинками, как это бывает на очень старой древесине.

Разновидности покрытий можно комбинировать, чтобы получить другие, более интересные эффекты.

Патина на металле

Изделия из металла в интерьере гостиной или спальни встречаются не так часто и обычно являются предметами декоративными и небольшими по размеру – бра, люстры, подставки, подсвечники и остальное. Несмотря на то, что новое изделие имеет яркий блеск и красивый цвет, желающих придавать им не такой современный вид, находится весьма много. А так как ждать, пока этот эффект будет достигнут естественный путем, долго, прибегают к применению химических веществ.

Виды патины

Оттенки и разновидности пленки на различных типах металлов при различных условиях отличаются и очень заметно.

  1. Более привлекательно выглядит эффект состаривания на поверхности серебра. Металл достаточно инертный, и пленка появляется обычно при реакции с серой, создавая оттенки с переливами от светлого желтого до бирюзового и малинового. Патина черного цвета появляется при воздействии хлоридов и аминокислот. Дикая разновидность этого рода не самая красивая – пленка грубая, а еще наступает выступать над поверхность. А вот чернение серебряных поверхностей помогают придавать изделию редкое изящество.
  2. Золото – благородный металл в реакции практически не вступает. Но если сплав содержит никель или медь, могут спустя время появляться светлые коричневые или даже оранжевые пятна. Намного больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на базе золотого цвета. Эффект этот исключительно декоративный и создается краской золотого цвета, и при этом реализовать можно патину по дереву и металлу – к примеру, на дубовой древесине.
  3. Обычно в гостиной сталкиваются с бронзовыми и медными изделиями, а иногда с железными, если будет идти речь о гостиной в стиле лофт. На медной поверхности голубая и зеленая пленка обусловлена отложением ацетатом меди, хлоридов, черная – образованием сульфита или оксида. Патина красного цвета тоже сформирована хлорными солями, но обычно образуется искусственным методом. Патина коричневого цвета начинает проявляться при воздействии солей аммония. Для меди почти все виды отложения являются относительно безопасными, что и превратит кованые медные изделия как прекрасный декор для гостиной.
  4. А вот для бронзы голубые и зеленые покрытия представляют опасность. Декоративной краской патиной для сплава является лишь пленка черного цвета. Искусственным образом они достигаются за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в опилках из меди.

Разновидности составов и консистенции

Ранее для искусственного состаривания, придающего мебели благородный антикварный вид, применяли механическое воздействие. Предметы интерьера выдерживали в помещениях с повышенной влажностью, терли и царапали. Новаторские методы позволяют достичь необходимого эффекта в кратчайшие сроки и различными способами.

Патина для дерева в зависимости от консистенции может быть следующих типов:

Густая. Пастообразные составы, базовый и финишный, окисляющие обрабатываемую поверхность с эффектом позолоты или ржавчины.
Жидкая. Лаки, которые часто используют в качестве финишного покрытия для получения желтого оттенка.
Красители. Патинирование акриловыми красками используют для рельефной и резной мебели из натурального дерева, МДФ и ДСП. Морилка подходит только для натуральной древесины.

Морилка

Самый простой и доступный способ, как сделать патину на дереве, – обработка морилкой. Она глубоко проникает в древесину и защищает ее от влаги, УФ-лучей, плесени, вредителей. Разновидности:

  1. Водяная морилка не нуждается в растворителе. Такое покрытие имеет дополнительный эффект, ведь волокна древесины после обработки поднимаются, структура материала становится более видной. Состав позволяет придать изделию оттенок ценных пород дерева.
  2. Спиртовая морилка представляет собой раствор анилинового красителя в этаноле. Помимо декоративной, покрытие выполняет антисептическую функцию. Состав слишком быстро высыхает, поэтому его используют для небольших поверхностей или наносят с помощью пульверизатора.
  3. Масляная морилка представляет собой красящие пигменты, растворенные в льняном масле. Вещество равномерно покрывает древесину, не поднимает волокон, но подчеркивает рисунок натурального дерева. Разводится уайт-спиритом.

Морилки могут иметь разные цвета. С их помощью удастся сымитировать серый или зеленоватый налет, появляющийся на поверхности старого дерева. Их не применяют для обработки МДФ и ДСП, не сочетают с серебрением и позолотой, кракелюром.

Воск

В качестве финишного покрытия популярностью пользуются восковая патина на водной основе в виде пасты и финишный винтажный воск. Краски на основе воска медленно высыхают, удобно растираются. Их используют для обработки рельефных и текстурированных плит, трещинок-кракле для получения эффекта позолоты, серебрения, бронзового покрытия.

Восковые пасты изготавливают путем смешивания натурального воска с металлическим пигментом. Они облают хорошей адгезией к дереву и пластику, которым ламинируют МДФ.

Бесцветный восковой состав оставляет на поверхности перламутровый отлив. С помощью воска ретушируют, реставрируют и декорируют старую мебель. Состав наносят хлопковой ветошью или кистью, втирают, а затем полируют тряпкой, убирая излишки. Высыхает восковое покрытие 24 часа.

Акрил

Акриловые краски для патинирования подходят для обработки натурального дерева, ламинированых листов МДФ или ДСП. Они представлены множеством оттенков с индивидуальными эффектами. Акриловые краски имитируют серую, бежевую, зеленую и голубую патину, ржавчину, потемнение, выгорание. Можно сделать патинирование акрилом всей плиты или только рельефных элементов декора, вензелей, рамок. С этой целью используют краску с эффектом позолоты или чернения.

Возможна обработка поверхности следующим способом. На всю площадь изделия или только на выступающие части наносят базовую краску выбранного цвета. Излишки убирают ветошью. При необходимости наносят еще один слой, местами растушевывают и дают полностью просохнуть. Наждачной бумагой создают потертости и фиксируют лаком.

Битум

Битум используют для старения, росписи, придания эффектов патине. Он состоит из бетонного полимера, скипидара или уайт-спирита. Битум может быть и на водной основе. Вещество имеет особую консистенцию, что сильно упрощает его нанесение. При желании можно получить не только тонкий налет позолоты, но и активное золочение. Можно затемнить черным или коричневым битумом углубления резьбы и вензелей. Вещество применимо в технике кракелюра.

Его наносят тампоном или кистью, сушат при комнатной температуре в течение 6 часов или с помощью фена. Затем покрывают шеллаком.

Патинировать на дереве допускается и с помощью битумного воска. Его используют в процессе золочения для приглушения блеска и придания позолоте ноток старины. Битум на основе воска наносят ватным тампоном. Высыхает в течение суток.

Патинирование кухни своими руками

Нанести патину на дверцы кухонного гарнитура самостоятельно — вполне осуществимая задача. Методика не сложна и позволит обновить надоевшую мебель в сжатые сроки. Патинирование требует точного соблюдения технологии:

  1. Произвести шлифование фасадов наждачкой с зерном №180.
  2. Обработать поверхности барьер-грунтом при помощи пульверизатора, если речь идет о фасадах из МДФ, и морилкой, если имеем дело с натуральной древесиной.
  3. Нанести самовыравнивающийся лак, высушить, потом распылить патину (неравномерно, более явно — по краям, выпуклостям).
  4. Отшлифовать поверхность.
  5. Покрыть фасады бесцветным матовым лаком.

Обычно делают патинирование только внешней части фасадов, но при желании можно выполнить работу и с внутренней стороны изделий. Гарнитур будет смотреться элегантно и необычно, при этом созданная защитная пленка продлит срок его службы на несколько лет.

Шаг 4: Применение воска для патинирования

Патина древесины может осуществляться при помощи воска.

Для этого необходимо обзавестись:

Желаемый образец нужно очистить, ошкурить и подготовить к отделочным работам.

Краску основы, наносится при помощи кисточки на самом ее кончике

Нужно осторожно нанести ее на поверхность и как можно больше растянуть. Краска должна ложиться тончайшим слоем, чтобы структура дерева оставалась не закрашенной

Никаких подтеков или наплывов краски допускать нельзя. Рельефные места прокрашиваются также тонким слоем. После высыхания краски на протяжении суток, ее нужно нанести еще раз. И снова оставить сохнуть на сутки. Если есть подтекание краски, необходимо прошкурить дерево и подкрасить снова.

Патина на древесину наносится кисточкой. Она высыхает быстро, за 5-10 минут. Более длительное высыхание позволит сделать мебель более состарившейся. Далее нужно нанести прозрачный воск пальцем на маленький участок и наждачкой втереть воск. От того, чем его больше, чем зернистее шкурка и больше приложенные усилия, зависит результат старения. Грязные катышки воска нужно убрать фланелью. После на войлок нанести немного воска и отполировать. После этого она зашкуривается с выделением рельефов, очищается и наносится золото. Сухой кистью и акрилом нужно покрыть всю поверхность и сразу стереть ее фланелью. Золота не должно быть много, только его следы. По завершению этого этапа можно изделие вскрыть лаком.

Состаривание кованых, чеканных и литых изделий химическими средствами

Патинирование реагентами часто используется при изготовлении металлических декоративных изделий. Для того чтобы получить благородную пленку на таких вещах, как чеканки, скульптуры, решетки и т. д. могут применяться самые разные химические вещества. Естественный зеленый налет на медных, бронзовых и латунных предметах сделать очень сложно. Зато можно получить патину других интересных расцветок. К примеру, иногда обработка медных изделий производится таким составом:

  • серная печень — 2-3 г;

  • поваренная соль — 2-3 г;

  • вода — 1 литр.

При контакте медных изделий с полученным раствором на них появляется светлая патина приятного серого оттенка.

Для искусственного состаривания латунных предметов декора часто применяют такой состав:

  • серноватистонатриевая соль (фиксаж для фотопленки) — 60 г;

  • азотная кислота — 5 г.

В результате смешивания этих ингредиентов начинается бурная реакция. Цвет патины в этом случае получается почти черным. Такой раствор мастера стараются использовать как можно быстрее (максимум в течение 20 минут). Иначе он теряет свойства и становится непригодным для патинирования.

Как видите, для состаривания металлических предметов декора химическим методом зачастую используются довольно-таки опасные для здоровья человека вещества. Поэтому производят такое патинирование только в перчатках и при открытых форточках.

Технология нанесения патины

Работа с патиной не вызывает трудностей, наоборот – этот процесс увлекательный и творческий. Но для каждого вида поверхности существует свой алгоритм подготовки основания и нанесения патины, которого стоит придерживаться.

Подготовка поверхности

Если Вы решили патинировать готовые изделия своими руками, первое, на что необходимо обратить внимание – качество поверхности. Если изделие создано из необработанного массива, то проблем не возникает

Сложнее с гладкими поверхностями лака, акриловой пленки, ПВХ – на таких краска не фиксируется. Чтобы исправить ситуацию, проделаем такие мероприятия:

  1. Брашируем поверхность крупнозернистой наждачной бумагой или металлической щеткой. Таким образом избавимся от мягких волокон дерева, спрятанных под неустойчивую к таким воздействиям пленку. Обнажившаяся структура теперь пригодна к дальнейшей обработке.
  2. Мягкой щеткой удаляем пыль, обезжириваем поверхность.

Плиты из МДФ и ДСП лучше обработать грунтом – такая подготовка поможет сделать искусственный деревянный рельеф и обеспечит оптимальное сцепление основания и красящего состава.

Классическое патинирование

Наносить красящие составы из битума, воска или акрила несложно, но делать это нужно правильно:

  • Кистью наносим красящее вещество в количестве, определяемом интенсивностью желаемого результата.  Краска может оказаться только на поверхности или проникнуть во все углубления рельефа.
  • По желанию снимаем лишний раствор ветошью.
  • При необходимости получения глубокого эффекта патинирования после высыхания первого слоя наносим второй и так же его растушевываем.
  • После высыхания конечного слоя краски растираем место обработки мелкой шкуркой, чтобы придать изделию состаренный вид.
  • Готовую поверхность фиксируем шеллачным лаком.

Морилка для мебели

Цена такого способа облагораживания предметов интерьера невысока, потому каждый сможет позволить себе воспользоваться этим приемом.

Использование морилки позволяет затемнить дерево без добавления эффекта золочения, неблагородным породам дерева и панелям придать вид статного дубового массива.

  • На брашированную поверхность наносим кистью водную морилку.
  • Снимаем губкой верхний слой краски для выделения рельефа.
  • После высыхания слоя может наноситься второй, но состав должен иметь другую основу (уайт-спирит).
  • Втирание воска способствует углублению фактуры предмета, втираем его в высохшую морилку.
  • Результат фиксируем шеллаком.

Предлагаем ознакомиться с техникой на примере обработки лестничных элементов:

Кракелюр

Дорогое удовольствие, но эффект самый впечатляющий. Для его создания используем 2 компонента:

  • Фацетный лак;
  • Патина.

Первым этапом производится интенсивная окраска поверхности фацетным лаком. Количество слоев определяет глубину трещин покрытия. После высыхания толстый слой растрескивается и можно приступать к патинированию, о котором уже шла речь.

Искусственные потертости

Приведенный ниже метод универсален для массива дерева и МДФ.

  1. Берем патину более тёмного оттенка, чем основная поверхность и наносим ее первым слоем.
  2. Парафином натираем выступающие фрагменты: резьбу, ковку, обрамление изделия.
  3. Теперь наносим более светлую патину.
  4. Снимаем парафин шпателем, шлифуем дерево.

Данный вид покрытия углубляет структуру и самым выгодным образом подчеркивает рисунок дерева и резьбы.

Заявка на расчет строительства

Заявка на поставку материала

Особенности технологии патинирования

Определение «патина» первоначально характеризовало появление на изделиях из меди и ее сплавов тонкой пленки окислов, которая придавала предмету «постаревший» вид. Современная технология патинирования позволяет состарить деревянные поверхности, элементы мебели и изделия в целом, что значительно повышает их декоративность.

Промышленная технология патинирования достаточно сложна, однако существуют упрощенные, способы состаривания, которые при наличии доступных реактивов и определенных навыков химика-любителя и реставратора позволят придать предметам антикварный вид.

Для того чтобы не испортить мебельное изделие, перед его патинированием необходимо опробовать выбранный способ на каком-либо куске дерева.

Наиболее простым и безопасным способом состаривания для мебели считается втирание темного воска в ее поверхность. Это придает ей вид естественного, связанного не с небрежным уходом, а с временем, загрязнения.

Для повышения декоративности и естественности старения многие реставраторы используют обычные, соответствующие по цвету краски, «разбавляя» их бронзовым или алюминиевым порошком (пудрой). Все эти материалы можно найти в магазинах строительно-отделочных аксессуаров. Кроме того, в последнее время в продаже появились специальные наборы для патинирования, в которые входят не только окрашивающе-декорирующие составы, но и инструмент, необходимый для выполнения операций.

На заметку!
Кроме металлической пудры потребуется различная по абразивности наждачная бумага, ватные или поролоновые тампоны, для состаривания больших по площади деревянных поверхностей – малярный валик.

Следует учитывать, что домашнее патинирование является по своей сути обычным окрашиванием, при котором вместо стандартных красок используются специальные составы, которые не меняют структуру дерева, действительно старя ее, а лишь придают изделию антикварный вид. Это покрытие, в случае неудачного эксперимента или не понравившегося внешнего вида, можно без нанесения значительного вреда легко удалить с поверхности предмета.

Наиболее часто эксперименты по искусственному старению проводятся в отношении мебели. Для этого можно использовать стулья, столы, комоды, шкафы, которые потеряли свою внешнюю привлекательность, а их дизайн не соответствует требованиям времени.

Из вполне крепких, функционально пригодных мебельных изделий, можно сформировать интерьер жилого помещения или кухонной комнаты в одном из ретро-стилей. Помимо прикладных задач по повышению декоративности рассматриваемая технология реставрации преследует и практические цели. Нанесенный новый лакокрасочный слой не только изменит внешний вид мебельных предметов, но и дополнительно защитит поверхность от неблагоприятных внешних воздействий.

Патинирование кухни своими руками

Необязательно полностью менять мебель, чтобы обновить поднадоевший стиль помещения. С помощью нехитрых действий можно быстро освежить декор кухни в домашних условиях. Одним из вариантов придания нового колорита привычной мебели является нанесения искусственной патины. Выполнить такую процедуру можно без профессиональной помощи. Работу необязательно производить с соблюдением строгой геометрии. Благодаря небольшим шероховатостям и неточностям увеличивается эффект естественного состаривания кухонной мебели. Патинирование своими руками выполняется в 7 шагов:

  1. Шлифовка фасадов машинкой с зерном диска 180.
  2. Обработка морилкой для древесины из пульверизатора.
  3. Нанесение самогрунтующегося лака.
  4. Повторная шлифовка через 1-2 часа после вышеперечисленных процедур.
  5. Распыление патины (для увеличения эффекта натуральности следует наносить состав неравномерно и в несколько заходов).
  6. Шлифовка наждачной бумагой.
  7. Лакировка готового изделия.

Подобным образом достаточно обработать наружные поверхности мебельных фасадов. При желании можно подвергнуть патинированию и внутренние стенки гарнитура, однако это экономически нецелесообразно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector